+4
PtMap.ruГатчинаПамятники архитектурыПавильон Орла в Дворцовом парке

Павильон Орла в Дворцовом парке

О месте Фотографии Карта
 

Первое парковое сооружение Длинного острова, по линии север-юг - павильон Орла, или Тампль (франц. temple-храм), автором которого считается архитектор Бренна. В пейзаж парка павильон был включен в 1792 году. На фоне елей открытый павильон-ротонда высотой 9,5 метра воспринимается как торжественный античный храм, посвященный верховному богу Юпитеру-громовержцу. Об этом напоминает скульптурное изображение орла - спутника Зевса, что и определило первое наименование павильона. Но мифический орел всегда держал готовые поразить врагов молнии. Здесь же у него в когтях - щит с вензелем Павла, а над головой - корона. Такая замена атрибутов с полной определенностью давала понять, что Павел равновелик мифологическому Зевсу, и павильон - это святилище, посвященное владельцу резиденции.

Второе наименование - Тампль - отражало тенденцию рассматривать Гатчину как резиденцию главы Мальтийского рыцарского ордена. К числу подобных орденов принадлежали и тамплиеры, то есть рыцари храма. Во всяком случае, оба наименования, как и сам павильон, полностью отвечали романтическому характеру гатчинского паркового пейзажа.

Композиция павильона выдержана в классическом стиле. В плане он представляет круг диаметром около восьми метров: отсюда третье название - Круглая беседка. Задняя полукружная стена глухая, перекрыта полусферическим куполом высотой 3,4 метра. Купол "облегчен" тремя рядами прямоугольных кессонов, по семи в каждом ярусе, уменьшающихся в размере к вершине. Кессоны декорированы лепными розетками трех типов, что вносит разнообразие в пластический декор перекрытия. Верхняя часть купола выделена рельефной раковиной, замыкающей "движение" кессонов.

Внутри стена павильона оживлена тремя прямоугольными нишами, в которых предполагалось поставить статуи Аполлона, Венеры и Дианы. Над нишами идут широкий орнаментальный фриз из чередующихся акантовых спиралей, вееров пальмовидных листьев и карниз. Мотив рельефных листиков повторен и на архивольте полусферического свода.

Фасадная сторона павильона обработана четырьмя парными колоннами тосканского ордера и двумя одиночными, примкнутыми к задней стене. Это создает определенную игру объемов. Стройный ряд трехметровых колонн серебристо-серого с белыми расплывами карельского мрамора придает павильону особую импозантность.

Колонны, поднятые на метровых каменных постаментах, несут массивный профилированный метровой высоты антаблемент. Его средняя часть, отвечающая центральному пролету колоннады, служила основанием для мраморного изваяния орла. При этом срез купола воспринимался как своеобразная триумфальная арка, венчающая скульптуру.

Павильон подчеркнуто оторван от земли полуметровым стилобатом из плитного камня, выступающим за полукружие колоннады. Между колоннами по оси ниш внутренней стены, в стилобате устроены трехступенчатые каменные лестницы, которые должны были направлять входящих в "храм" к мифологическим "кумирам".

Место для установки павильона выбрано с замечательной композиционно-художественной точностью. Его колоннада обращена к берегу Белого озера, где находилась каменная пристань. Из павильона открывается перспектива, в глубине которой отчетливо просматривается вертикаль Колонны Орла. Единство тосканского ордера, в котором решены оба архитектурных произведения, и схожесть скульптурного декора вносят еще одну взаимосвязь в композиционную гармонию ансамбля.

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите
Павильон Орла в Дворцовом парке Павильон Орла в Дворцовом парке
Комментарии к месту

Вы не авторизованы на сайте! Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться, но вы можете написать комментарий, авторизовавшись с помощью одной из социальных сетей.

Расположение на карте

Адрес: Дворцовый парк
Смотрите также
Рассказать друзьям
Наверх