-1
PtMap.ruМузеиКунсткамера или Кабинет редкостей

Кунсткамера или Кабинет редкостей

+1

Среди особо ярких страниц Петербургской истории отдельно стоит упомянуть 1714 год. Ведь именно тогда Петр Первый велел основать здесь Кунсткамеру — уникальный музей, в котором предполагалось экспонировать собрание редких и в большинстве своем удивительных вещей. Идея создать собственную коллекцию диковинок, каждая из которых с первого взгляда могла бы сразить даже самую искушенную публику, посетила правителя во время его странствий по европейским странам в составе Великого посольства.

Самые первые экспонаты для будущего музея Петр Первый приобрел в Голландии. Среди купленных диковинок особое место занимали анатомическая коллекция «Кабинет Фредерика Рюйша», заспиртованные уродцы, а также несколько искусно выполненных чучел птиц.

По возвращении в Россию государем был провозглашен указ, согласно которому все найденные необычные вещи и умершие новорожденные со всякими физическими отклонениями должны были свозиться для сохранности в Москву. Спустя десятилетие (1714 год) все найденные диковинки перевезли в город на Неве. Музей-кунсткамеру решено было разместить в старом здании Летнего дворца.

Довольно примечательно то, что именно благодаря Петру Первому в Кабинете редкостей появился целый ряд потрясающих экспонатов, к примеру, деревянная обувь, которую носили датчане, половинка закаменевшей буханки хлеба из Копенгагена, ядра отлитые из чистой меди, которыми пытались потопить русские корабли у городка Зинзили, личные вещи Карла XII и многое другое. Окромя зоологических и анатомических экспонатов данный музей славился своей потрясающей исторической коллекцией, состоящей из предметов, бывших в обиходе у различных народов, проживающих на необъятных российских просторах.

Спустя короткий промежуток времени музейная коллекция стала настолько огромной, что уже никак не получалось выставлять все имеющиеся диковинки в старом дворцовом здании. Из-за такого поворота событий царю пришлось переместить Кабинет редкостей в ранее конфискованный особняк Александра Кикина.

В 1727 году на стрелке Васильевского острова специально под Кунсткамеру построили отдельное здание. Согласно царскому приказу вход туда являлся абсолютно свободным. Кроме того для привлечения большего числа посетителей в музее их регулярно угощали всякими вкусностями, на что, к слову сказать, из казны выделялась довольно приличная сумма.К началу 40-х годов XVIII века Кунсткамера, музейные коллекции которой с 1725 года пополнялись в основном за счет так называемые «академические экспедиции», проводившиеся при содействии Российской академии наук, включала в себя четыре отдельных пространства, в которых выставлялись определенные группы экспонатов: «Кабинет Петра Великого», где хранились личные вещи царя, зал с уникальным собранием монет «Мюнцкамера», «Натур-камера» с диковинками естествознания и, конечно же, непосредственно сама «Кунсткамера».

На протяжении 1741–1745 гг. в Петербургском музее диковинок публиковался специальный каталог «Musei Imperialis Petropoliani», в котором содержались подробные пояснительные статьи и иллюстрации к этнографическим экспонатам. На сегодняшний день именно этот каталог является единственным свидетельством существования богатейшей этнографической части музея, уничтоженной в результате ужасного пожара, вспыхнувшего здесь в 1747 г.

Что скрывать, последствия того пожара были поистине катастрофичны. На то, чтобы полностью восстановить утраченную коллекцию потребовалось более двух десятилетий. Только лишь к 1766 г. Кунсткамера снова начала функционировать в качестве «общественного» музея Петербурга. Но долгое ожидание того стоило. Ведь в обновленном музее кроме всего прочего открылся специальный Анатомический театр для юных студентов-медиков, пара типографий от Академии наук, целый ряд всевозможных мастерских, физкабинет, а также башня с просторной обсерваторией, где установили огромный глобус с диаметром около трех метров. Одним словом Кунсткамера, задуманная Петром Первым, как выставка редких и диковинных вещей, успешно превратилась в настоящий научный центр!

Из-за невероятно большого числа имеющихся экспонатов, в 30-х годах XIX века музейные коллекции пришлось наново подвергать систематизации. Как следствие, ближе к 1837 г., петербургскую Кунсткамеру решили разделить на ряд обособленных музеев. Так появился Кабинет Петра Первого, музеи минералогии, ботаники, зоологии, анатомии, этнографии, а также отделы, посвященные Азии и Египту.

В начале прошлого века в честь грандиозного празднования основания города белых ночей Кунсткамера стала именоваться Музеем антропологии и этнографии им. императора Петра Великого.

В настоящее время объемы накопленных ценностей Кабинета редкостей просто ошеломительны. Коллекция этого потрясающего музея исчисляется миллионами экспонатов, среди которых особенно привлекают внимание злобный демон Ракшас, поставленный при входе, деревянный Дракон с ящичком для посланий с самыми заветными желаниями, двухколесные китайские рикши, японские нэцкэ, шахматы щатар, появившиеся в Бурятии в далеком XV столетии, священный Коран, костяная флейта, выпиленная шаманом из Монголии, «Солнечный кипятильник», летопись индейцев Дакота на шкуре бизона и др.

Каждый редкий экспонат музея без лишней скромности можно назвать настоящим уникальным и бесценным сокровищем. Так что если вы хотите своими глазами полюбоваться на таинственный мир удивительного и невероятного, тогда добро пожаловать в Санкт-Петербургскую Кунсткамеру на Васильевском острове.

Читайте также

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите

Комментарии

Вы не авторизованы на сайте! Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться, но вы можете написать комментарий, авторизовавшись с помощью одной из социальных сетей.

Наверх