-5
PtMap.ruПушкинПамятники архитектурыПавильон "Концертный зал"

Павильон "Концертный зал" 0.71

О месте Фотографии Карта
 

В 1780-х годах архитектор Д. Кваренги построил в Екатерининском парке Концертный зал, охарактеризованный им как «зал для музыки с двумя кабинетами и открытым храмом, посвященным богине Церере». Подтверждением того, что павильон был задуман как храм Цереры, служит панно «Жертвоприношение Церере» в его большом зале. На нем изображена статуя богини в портике храма, перед которым установлен жертвенник. Первоначально павильон называли «Храмом Дружбы», но с 1788 года по желанию Екатерины II он стал именоваться «Музыкальным» или «Концертным» залом.

Здание отличается строгостью и лаконизмом архитектурных форм. Его фасад, обращенный к пруду, оформлен четырехколонным портиком; с противоположной стороны фасад решен в виде ротонды из десяти колонн, перекрытой невысоким куполом. Стены ротонды украшают пять барельефов на мифологические сюжеты, выполненные скульптором М. И. Козловским.

Центральный барельеф изображает античный миф об Орфее, на других представлены аллегорические женские фигуры с атрибутами искусств и музыкальными инструментами.

Строительство павильона продолжалось семь лет, при простоте внешнего решения отделка внутренних помещений отличалась богатством и разнообразием декоративных приемов.

Интерьеры павильона решены в соответствии с канонами строгого классицизма. Стены большого зала облицованы искусственным мрамором, украшены пилястрами коринфского ордера, скульптурными медальонами и живописными панно. В росписи плафона использован мотив прямоугольных панно: на одном из них изображена Юнона на колеснице, на другом — титан Кронос. Падуга украшена ромбами со знаками зодиака, солнца, месяца, написанными гризайлью. Особую ценность представляет мозаичный пол конца II — начала III века, привезенный в Царское Село из Рима в 1784 году. Черно-белая мозаика изображает эпизод мифа о похищении Европы Зевсом, принявшим облик быка. Фигуры быка и полуобнаженной женщины с развевающимся над головой покрывалом выделяются на белом фоне мозаики, в углах которой изображены морские чудовища с рыбьими хвостами. Композиция обрамлена фризом с изображением стилизованных цветов лотоса. Части мозаичного пола по сторонам античной композиции выполнены по рисунку Кваренги русскими мастерами.

По замыслу архитектора в большом зале на пьедесталах были установлены двадцать восемь мраморных бюстов — копии с античных оригиналов, — утраченные в годы войны.

В отделке восточного и западного кабинетов Концертного зала также использованы античные мотивы: один из них украшают четыре барельефа работы итальянского скульптора К. Альбани — аллегории архитектуры, живописи, скульптуры и науки, другой — живописные панно со сценами жертвоприношения. Полы в обоих кабинетах — из мраморных плит с орнаментальными мозаичными вставками римской работы конца I — начала II  в. н. э.; перекрытия расписаны орнаментальной многоцветной росписью. Над живописным убранством интерьеров павильона работали художники Д. Валесини, Ф. Данилов, И. Крист, И. Богданов и Д. Скотти.

Концертный зал по праву считается одним из шедевров русской садово-парковой архитектуры последней трети XVIII века.

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите
Павильон "Концертный зал" Павильон "Концертный зал" Павильон "Концертный зал" Павильон "Концертный зал" Павильон "Концертный зал" Павильон "Концертный зал"
Все фотографии (37)

Комментарии к месту

Вы не авторизованы на сайте! Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться, но вы можете написать комментарий, авторизовавшись с помощью одной из социальных сетей.

Расположение на карте

Адрес: Садовая улица, 3

Смотрите также

Рассказать друзьям

Наверх